Беларуский батальон охраны железных дорог (Bahnschutz)1942-1944(5)

 

             В конце сентября 1942 года дирекция железной дороги в Минске  обратилась через генеральный комиссариат Беларуси к доктору Ермаченко являвшемуся комендантом БСА (Беларуская Самооборона) с запросом, мог бы он организовать Беларуский батальон для охраны железных дорог. Условия, которые поставила дирекция, с беларуской точки зрения были приемлемы. Д-р Ермаченко согласился организовать батальон.

На должность командира батальона был назначен Капитан Ф.Кушель исполняющий обязанности главного референта БСА. На тот момент организовать батальон было не трудно, т.к. уже существовала сеть пунктов для призыва в БСА, и были выпущены два офицерских и унтер-офицерских курса. Кадры были готовы.

Неделей позже с представителями Bahnschutz(охрана железных дорог) один из которых был командиром Bahnschutz Беларуси господин Schtrimke. Решались дополнительные условия и техника организации батальона. Франц Кушель отмечал, что во время этой встречи немцы были очень уступчивыми и все поставленные беларускими представителями условия приняли. Уже на следующий день были даны распоряжения окружным (акруговым) референтам БСА о призыве добровольцев в батальон охраны железных дорог, а Ф.Кушель начал инспектировать казармы, приготовленные для расквартирования отделов батальона по Беларуси.

При переговорах со Schtrimke было установлено следующее размещение батальона: 1 рота в Минске, 1 рота в Столбцах, 1 рота в Барановичах, 1 рота в Лиде, 1 рота в м. Круглое Глубоцкого округа. Кроме того, в Минске должна была быть организована унтер-офицерская школа с целью подготовки кадров для расширения охраны железных дорог. На данном этапе требовалось набрать 800 человек, каждая рота проходила четырех недельную переподготовку и после этого могла использоваться на железной дороге.

Вскоре начали прибывать добровольцы. Первая партия прибыла в Минск из Слонима, где и начала формироваться первая рота, Командиром был назначен Лейтенант Дмитрий Чайкоуски, рота начала обучение с декабря 1942 г. Вслед за Минской ротой начала организовываться рота в Барановичах, командиром которой был назначен Лейтенант  Барбарыч. В общем, организация батальона шла очень хорошо.

Со слов современников, когда в этом убедилось немецкое командование, его отношение к беларусам диаметрально изменилось. Первое что они объявили, было то, что командир батальона будет назначаться от Schtrimke, а с беларуской стороны ему понадобится лишь офицер для связи. Д-р Ермаченко был вынужден согласится и офицером для связи был назначен Капитан Артиллерии Виталий Микула.

В Феврале была организована рота в Лиде,  командиром которой был назначен Лейтенант Язэп Сажыч.

Тем временем Минская рота закончила обучение и была разделена группами на разные станции для охраны железной дороги. Эти группы не превышали размера одного отделения и размещались на основных узловых станциях.  Таким образом первая группа была направлена в Полоцк по командованием Лейтенанта Маслова, вторая размещалась в м. Унеча под Орлом и последняя оставалась в Минске. На место выбывших в Минскую роту начали набираться новые кандидаты.

Барановическая рота была так же разделена группами и направлена в Полесье, мощная группа была размещена в Калинковичах, где постоянно вела борьбу с партизанами, находившимися в Полесских лесах. Последней ротой закончившей обучение была Лидская она была разделена на мелкие группы направленные на отдельные отрезки железной дороги.

 

К весне 1943 года число Добровольцев в батальоне достигло 1000 человек. Все железные дороги на территории Беларуси от Орла до Бреста и от Полоцка до Калинкович имели Беларускую охрану. Одной из основных ее задач была борьба с большевистскими и польскими партизанами.

Позже практически всех беларуских офицеров заменили немецкими, оставив Беларуского офицера только в качестве пропагандиста, им был Лейтенант Язэп Сажыч.

Вплоть до эвакуации в 1944 году батальон выполнял свои обязанности. Он был переведен в прирейнскую область, где служащие были использованы как рабочая сила на железных дорогах. Часть которых, позже влилась в 1ю Беларускую Штурмовую Бригаду СС.